Главная / Медицинские статьи / Психиатрия /

Цвет и психология


Ирина Фоменко

Многоцветье мира окружает нас с рожденья. Мы воспринимаем цвет как неотъемлемую часть бытия и редко задумываемся о том, как он влияет на восприятие нами тех или иных вещей и явлений. Тем не менее, влияние цвета на нашу жизнь переоценить трудно. Вспомните, как поднимается настроение, когда в пасмурный день солнышко, вдруг, появившись из-за тучи, окрашивает всё вокруг нежно-золотистым цветом, какие тревожные мысли навевает созерцание кроваво-красного заката, и сколько радости и надежды нам дарит первая, ярко-зелёная, весенняя травка. Эти перемены настроения, помимо нашей воли, лишний раз, говорят о том, что реакция подсознания на цвет очень сильна.

Цвет и освещение влияют не только на психику, но и на гормональною сферу человека. Финскими медиками было установлено, во время полярной ночи, когда над землёй полгода царит тьма, у женщин, прекращается вырабатывание одного из важных гормонов, отвечающих за зачатие, следовательно, в период полярной ночи, можно не опасаться внеплановой беременности. Нужно сказать, что животные также подвержены влиянию цвета. По наблюдению, после скачек, лошади, которых поставили в стойла, со стенами синего цвета, успокаивались и приходили в себя, гораздо быстрее тех, что были заведены в помещения с преобладанием красных тонов.

Психологи и диетологи, тем, кто мечтает расстаться с надоевшими килограммами, рекомендуют, есть из тарелок, которые окрашены в тёмные цвета, блюдо, в окружении тёмных тонов, съедается с меньшим желанием. И наоборот, еда, поданная в яркой, особенно желтой посуде, поглощается с большим аппетитом и кажется вкуснее. При подавленном настроении, в периоды депрессии, можно, по мнению специалистов, избавится он хандры, окружив себя яркими предметами.

Активно используются свойства цвета в рекламе, чего только в ней не используется, чтобы убедить людей, купить это, а не то. Но это так, к слову. Как известно, в рекламе моющих и гигиенических средств господствуют, кроме, естественно, белого, синий, бирюзовый, голубой и т.д. Такие цвета, у человека, обычно вызывают ощущение холода, за что, собственно, и называются холодными. А так как, холод и чистота в нашем сознании, и подсознании, почти едины, ведь мы твёрдо знаем что микробы, болезнетворные бактерии и прочие вредоносные микроорганизмы в холоде не водятся, следовательно, мы, скорее всего, выберем тот товар в оформлении упаковки, которого, использовано больше холодных красок.

Владельцы кампании Procter&Gamble, выпустив серию шампуней и бальзамов для волос Pantene Pro-V, ещё недавно продававшейся, в элегантных серых флаконах, выяснили, наконец, что допустили ошибку в дизайне упаковки своей продукции. Членов группы разработки дизайна можно понять, они хотели, чтобы флакон с Pantene Pro-V, каким-то образом, выделялся на фоне множества других, на витрине с подобными товарами, что, впрочем, является одной из основных функций упаковки. Но разработчики не учли того, что в сознании потребителя серый цвет совершенно не ассоциируется с шампунем. Серый, в его восприятии, это цвет современных офисов, города, асфальта, деловых костюмов, консервативности, но никак не шампуня, средства, которое должно приносить волосам чистоту и здоровье. Поэтому Pantene Pro-V, продавался не так активно, как рассчитывали его создатели. Вобщем, из-за небольшой недоработки дизайна, Procter&Gamble потеряла десятки тысяч долларов.

Позвольте ещё несколько примеров на данную тему. Фирма, производящая стиральный порошок, решила узнать, в пачках какого цвета её продукт будет продаваться лучше. Порошок, одного и того же сорта, насыпали в упаковки синего и желтого цвета, и роздали его домохозяйкам. После двухнедельного использованья порошка, хозяйки пришли к заключению, порошок в желтой пачке настолько активно борется с грязью, что порой портит бельё, а порошок в синей намного бережней относится к вещам, но недостаточно хорошо отстирывает загрязнения. Когда же производители, расфасовали свой продукт в желто-синие упаковки, нареканий на качество не было.

Видели ли вы когда-нибудь, чтобы сахар продавали в упаковках зелёного цвета. Нет. Я тоже. Объясняется это тем, что зелёный имеет, в человеческом подсознании, (которое, во многом определяет наше поведение), горький вкус, так, скажите на милость, кто же будет покупать горький сахар. Маркетологами замечено, что, коричневый цвет упаковки придаёт, психологически, более крепкий вкус, содержащемся в ней, сигаретам или кофе. И таких примеров, восприятия цвета человеком, очень и очень много. Тем, кто будет экспериментировать в данной области, нужно учесть тот факт, что цвета имеют свойство отображаться один в другом. Это значит, что стоящие рядом цвета могут усиливать, или сводить на нет, действие друг друга. Так сигареты в коричнево-белой пачке кажутся слабее тех, что в коричневой, и они же в коричнево-синей приобретают не только крепкий, но и несколько, аристократичный вкус. Иногда, несколько цветов расположенных рядом дают совершенно неожиданный эффект. Например, красный олицетворяет энергию, опасность, ярость, чёрный - тайну, печаль. Сочетание же красного и чёрного напоминает о чём-то эротичном.

Ответом на невинный вопрос, "Какой Ваш любимый цвет?", человек даёт массу информации о себе, не подозревая того. Медики, психологи и философы, вместе с ними, давно установили, что существует прямая связь между цветовым выбором человека и его физическим и душевным состоянием. Известный, австрийский психолог М.Люшер, на основе своего знаменитого цветового теста, вывел теорию о четырёх типах поведения личности. Они были названы красный тип поведения, зелёный тип, жёлтый и синий, то есть по названиям основных цветов спектра. Стремления личности определяются тем цветом поведения, которому человек отдаёт предпочтение в данное время. Красный цвет, цвет энергии, напора, возбуждения, и люди выбирающие его, хотят вести, или ведут, активную жизнь, стремятся быть в гуще событий. Но излишнее перевозбуждение часто ведёт к истощению нервной системы или к инфаркту. Красный - цвет холериков.

Синий, цвет спокойствия и умиротворенности. Выбирая, этот цвет, человек как бы хочет сказать: "Оставьте меня в покое", синий выбирают в разгар, или после, бурной деятельности, когда человек уже чувствует усталость. Привлекает этот цвет людей с пониженной возбудимостью нервной системы и склонностью к депрессия. Синий, соответствует меланхолическому типу темперамента.

Желтый символизирует собой оптимизм, силу духа, стремление к свободе, разум. Человека, который выбирает желтый, всегда трудно связывать себя какими-то обязательствами. Ведут себя, в соответствии поведением желтого типа, сангвиники. У людей с желтым типом поведения часто уязвимы органы дыхания.

Человек с зелёным поведением больше всего хочет уверенности во всем, что его окружает. Он, втайне, желает контролировать все действия своих подчиненных и, желательно, начальников, друзей, родственников, знакомых, одним словом всех, от кого хоть немного зависит его благополучие и толщина его кошелька. Нужно сказать, зелёные очень упрямы при достижении своих целей. Зелёный тип поведения, явно перекликается с флегматическим типом темперамента. При зелёном типе поведения, в первую очередь, страдают органы пищеварения.

Подробнее, с теорией о типах поведения, можно ознакомится в книге М.Люшера "Сигналы личности". А, ссылки на многочисленные ресурсы Интернета содержащих цветовой тест, пройдя который узнаете о себе немало нового, вы найдёте на Firstpage.

Многое может рассказать о людях цветовая гамма, которой они себя стараются окружить. Нужно лишь внимательно взглянуть на цвет тех предметов быта, одежды, интерьера, что появились вокруг человека по его желанию. Если, например, кому-то нравится оранжевый, то это не значит, что он должен приобрести выходные туфли оранжевого цвета, но то что, выбирая какую-либо мелочь, лично для себя он, среди множества подобных, выберет оранжевую, несомненно.

Вряд ли сухой и чопорный чиновник купит себе ярко-красный автомобиль, а если и купит, то наверняка в нём скрывается авантюрист, который только ждёт момента чтобы явится окружающим. Солидный человек, серьёзный до мозга костей, никогда не позволит себе авто столь легкомысленного цвета. Если он купит машину, в красных тонах, то только бордовую или тёмно-вишнёвую. Яркие, насыщенные тона привлекают активных, импульсивных полных идей молодых людей. Причём молодых не по году рождения, а тех, кто молод душой. В ходе эксперимента психологи выяснили, что пожилые люди, выбирающие яркие цвета, чувствуют себя, в среднем на 15-20 лет моложе, чем их сверстники, что предпочитают тёмные, приглушенные краски. Человека, которого привлекает яркое, легче зажечь, подбить на какую-либо авантюру, он действует импульсом и меньше раздумывает над последствиями. Так как он нетерпелив, работа, результаты которой появятся через длительное время, чаще всего, не для него. Люди же предпочитающие тёмные тона более серьёзны, рассудительны, их не пугает долгий, кропотливый труд. И напоследок, исторический рассказ о том, как цвет спас реноме города. В Киеве, к приезду Екатерины Второй, был построен Мариинский дворец. За два дня до прибытия Её Императорского Величества в город, генерал-губернатор Киева, приехал, дабы принять новостройку. По мнению генерал-губернатора, дворец был великолепен, но слишком низок, и его высота, не соответствовала рангу принимаемой особы. Что делать? перестраивать поздно, скандал неизбежен. И вдруг пришла идея, выкрасить здание в небесно-голубой цвет. В итоге, царица была восхищена высоким, роскошным дворцом, стены, которого, казалось, сливались с небом.

Ирина Фоменко
Psyterra - психология для каждого!