Главная / Медицинские статьи / Стоматология /

Модель лучшей практики для телеконсультирования в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии


Д.К. Калиновский
Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького, Донецк, Украина.


Ключевые слова: модель лучшей практики, телемедицина, челюстно-лицевая хирургия, стоматология
УДК 617.52:681.3

Благодаря стремительному развитию компьютерных, информационные и телекоммуникационные технологий, в последние годы в практическую деятельность врачей разных специальностей все шире внедряется новая отрасль медицины – телемедицина [1]. Ежегодно в мире стартуют разнообразные проекты в сфере телемедицины и электронного здравоохранения. В ходе накопления той или иной телемедицинской деятельности накапливается уникальный опыт, который должен находить свое отражение в так называемых Моделях лучшей практики (Best/Good Practice model), которые представляют собой совокупность решений (организационных, медицинских, технических, экономических, деонтологических, этических и юридических) на основе обобщения личного опыта, направленных на решение конкретной задачи в сфере телемедицины и электронного здравоохранения. Важность и актуальность разработки Моделей лучшей практики (МЛП) были отмечены на Генеральной Ассамблее Международного общества телемедицины и электронного здравоохранения (ISfTeH) в 2004 году (Женева, Швейцария) [2].

Материалы и методы

В сентябре 2004 года сотрудниками кафедры хирургической стоматологии Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького при поддержке Отдела информатики и телемедицины Донецкого НИИ травматологии и ортопедии начата реализация проекта «Телехирургия и Телетравматология челюстно-лицевой области, Телестоматология» в рамках проекта «Телемедицина в Украине», который предусматривает проведение формальных и неформальных, синхронных и асинхронных телеконсультаций по всем аспектам челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, телепатронаж, теледиспансеризацию и дистанционное обучение [3].

С сентября 2004 по сентябрь 2005 года нами было проведено 46(100%) телеконсультаций по различным проблемам диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области. Из них в качестве абонентов – 10(21,7%), в качестве консультантов – 36(78,3%), на городском уровне – 4(8,7%), областном – 3(6,5%), государственном – 10(21,7%), межгосударственном – 29(63,0%) Неформальное телеконсультирование проводилось в 15(32,6%) случаях, формальное – 6(13,0%), по самообращению (second-opinion) – 25(54,3%). Дистанционно проконсультировано 19(41,3%) мужчин и 27(58,7%) женщин в возрасте от 1,5 месяцев до 81 года. Ежемесячно проводилось от 1 до 7 телеконсультаций, в среднем – 3,5 телеконсультаций в месяц. Преимущественно рассматривались вопросы постановки и уточнения диагноза, тактики лечения (сроки и вид оперативного вмешательства, медикаментозная терапия).

Из 46(100%) телеконсультаций 9(19,6%) было посвящено вопросам диагностики и лечения заболеваний и повреждений височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС), 8(17,4%) – воспалительным заболеваниям челюстно-лицевой области (ЧЛО), 7(15,2%) – травматическим повреждениям ЧЛО и их осложнениям, 6(13,0%) – планированию реконструктивно-восстановительных и пластических операций в ЧЛО, 6(13,0%) – диагностике и лечению заболеваний зубов и слизистой полости рта, 4(8,7%) - врожденных пороков ЧЛО, 3(6,5%) – опухолей и опухолеподобных заболеваний ЧЛО, 2(4,4%) – дентальной имплантации, 1(2,2%) – коррекции прикуса.

Для проведения телеконсультаций использовались как синхронные, так и асинхронные технологии. С использованием мобильной связи (SMS, MMS в сочетании e-mail или головой связью) проведено 7(15,2%) телеконсультаций, с использованием электронной почты - 26 (56,5%), с использованием web-технологий: форма запроса на телеконсультацию на сайте кафедры, специализированные врачебные форумы - 13 (28,3%).

В процессе телеконсультирования сотрудничали врачи и пациенты из Украины, России, Германии, Ливана, Австрии, Великобритании, США, Казахстана.

Результаты и обсуждение

На основе накопленного опыта и анализа проведенных телеконсультаций нами предложена МЛП для телеконсультирования в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии.

Обоснование

Повышение качества лечения пациентов с различного рода заболеваниями и травмами челюстно-лицевой области - одна из основных задач современного здравоохранения. С использованием средств телемедицины не только дежурный/лечащий врач, но весь «коллективный разум» врачей мира принимает участие в лечении пациента.

Основные задачи

- оборудование и коммуникации

- технологии

Решения

Телемедицинская рабочая станция (ТМРС)

Основная ТМРС для челюстно-лицевой хирургии и стоматологии

- ПК, SVGA монитор, комплект мультимедийных устройств, CDROM

- высококачественный сканер

- цифровая фотокамера (минимальное увеличение – 3,0 mpxl, оптимальное – 5,0 mpxl)

- принтер

- модем

- набор лечебно-диагностической аппаратуры

- дополнительное оборудование

- мобильный телефон со встроенной камерой и MMS технологией

Дополнительные ТМРС для челюстно-лицевой хирургии и стоматологии:

1) Мобил 1:

- мобильный телефон со встроенной камерой и MMS технологией

2) Мобил 2:

- КПК

- цифровая фотокамера для КПК

- Wi-Fi карта и/или мобильный телефон с GPRS

Линии коммуникаций:

- выделенный канал Интернет (для крупных медицинских учреждений)

- коммутируемый канал Интернет

- GPRS или Wi-Fi Интернет

- мобильный телефон+SMS+MMS

Принципиальная схема комплексного использования различных видов ТМРС представлена на рисунке.

Приоритеты различных видов медицинской информации и технологий для телеконсультирования в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии

Воспалительные заболевания:

- информация – цифровые фотографии locus morbi (jpeg), УЗИ (jpeg), цифровые рентгенограммы (jpeg), КТ, (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная информация, анализы и т.д.), заключения смежных специалистов;

- технологии - e-mail+ICQ/MSN, SMS+MMS, web-приложения + ургентный вызов

Травматические повреждения (в т.ч. сочетанная травма):

- информация – цифровые рентгенограммы (jpeg), цифровые фотографии locus morbi (jpeg), КТ, СКТ с 3D реконструкцией (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная информация, анализы и т.д.), заключения смежных специалистов;

- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения + ургентный вызов

Врожденные и приобретенные дефекты и деформации:

- информация – цифровые фотографии locus morbi в 2-3 проекциях и по возможности в динамике (jpeg), цифровые рентгенограммы (jpeg), КТ, СКТ с 3D реконструкцией (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная информация, анализы и т.д.), заключения смежных специалистов;

- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения

Опухоли и опухолеподобные заболевания:

- информация – цифровые фотографии locus morbi в 2-3 проекциях (jpeg), цифровые рентгенограммы (jpeg), КТ, МРТ (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная информация, анализы, данные ПГЗ, и т.д.), заключения смежных специалистов;

- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения

Детская челюстно-лицевая хирургия:

- информация – цифровые фотографии locus morbi в 2-3 проекциях (jpeg), цифровые рентгенограммы (jpeg), КТ (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная информация, анализы, сведения о родителях, перенесенные заболевания, прививки и т.д.), заключения смежных специалистов (педиатра, эндокринолога, невролога, ортодонта, логопеда и т.д.);

- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения

Болезни зубов и слизистой полости рта:

- информация – цифровые рентгенограммы – прицельные снимки зубов, ортопантомограмма (jpeg), цифровые фотографии locus morbi (jpeg), короткий эпикриз (только важная информация, анализы, и т.д.), заключения смежных специалистов (терапевта-стоматолога, ортопеда-стоматолога, ортодонта и т.д.);

- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения

Неургентные случаи для телеконсультирования (подтверждение тактики лечения, определение методов профилактики осложнений, сомнения пациента в правильности диагноза/лечения/результатов, разбор жалоб, поиск альтернативных путей решения клинической задачи) – web- или специальные приложения, листы рассылки (почтовые конференции), e-mail, «second-opinion».

NB! При использовании открытых технологий (листы рассылки, форумы, ICQ, MSN и т.д.) необходимо уделять особое внимание конфиденциальности и анонимности медицинской информации (согласие пациента, анонимизация, шифрование, цифровая подпись и т.д.)

Выводы

Описанную модель лучшей практики рекомендуется применять при проведении телеконсультаций по различным вопросам челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, с учетом описанных особенностей при той или иной разновидности патологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Телемедицина. – Донецк: Типография ООО «Норд», 2002. – 100с.

2. Владзимирский А.В. Модели лучшей практики для телемедицины и электронного здравоохранения. – Донецк: ООО «Норд», 2005. – 36с.

3. Kalinovsky D.K., Matros-Taranets I.N., Khaheleva T.N. The project “Telesurgery and Teletraumatology of the maxillo-facial area, Telestomatology” // Ukrainian Journal of Telemedicine and Medical Telematics. -2004. - Vol.2, №2. - P. 211-215.


РЕФЕРАТ

УДК 617.52:681.3
Д.К. Калиновский

МОДЕЛЬ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ТЕЛЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И СТОМАТОЛОГИИ

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького,

Донецк, Украина.

Описана модель лучшей практики для телеконсультирования в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, основанная на анализе 46 телеконсультаций, проведенных в рамках проекта «Телехирургия и Телетравматология челюстно-лицевой области, Телестоматология».

Ключевые слова: модель лучшей практики, телемедицина, челюстно-лицевая хирургия, стоматология

РЕФЕРАТ

УДК 617.52:681.3
Д.К. Каліновський

МОДЕЛЬ КРАЩОЇ ПРАКТИКИ ДЛЯ ТЕЛЕКОНСУЛЬТУВАННЯ В ЩЕЛЕПНО-ЛИЦЬОВІЇ ХІРУРГІЇ І СТОМАТОЛОГІЇ

Донецький державний медичний університет ім. М.Горького

Донецьк, Україна.

Представлена модель кращої практики для телеконсультування в щелепно-лицьовій хірургії і стоматології, яка базується на аналізі 46 телеконсультацій, проведених в рамках проекту «Телехірургія і Телетравматологія щелепно-лицьової ділянки, Телестоматологія».

Ключові слова: модель кращої практики, телемедицина, щелепно-лицьова хірургія, стоматологія


RESUME

UDK 617.52:681.3
D.K. Kalinovsky

BEST PRACTICE MODEL FOR TELEACONSULTATION IN MAXILLO-FACIAL SURGERY AND STOMATOLOGY

Donetsk State Medical University named from M.Gorky

Donetsk, Ukraine

The best practice model for teleconsultation in maxillo-facial surgery and stomatology, based on an analysis 46 teleconsultations, conducted within the framework of the project «Telesurgery and Teletraumatology of maxillo-facial area, Telestomatology» is described.

Keywords: best practice model, telemedicine, maxillo-facial surgery, stomatology

Опубликовано: "Український журнал телемедицини та медичної телематики" . - 2005. - Т.3, №1. - С.63-66