Д.К. Калиновский
Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького, Донецк,
Украина.
Ключевые слова: модель лучшей практики, телемедицина, челюстно-лицевая
хирургия, стоматология
УДК 617.52:681.3
Благодаря стремительному развитию компьютерных, информационные и
телекоммуникационные технологий, в последние годы в практическую деятельность
врачей разных специальностей все шире внедряется новая отрасль медицины –
телемедицина [1]. Ежегодно в мире стартуют разнообразные проекты в сфере
телемедицины и электронного здравоохранения. В ходе накопления той или иной
телемедицинской деятельности накапливается уникальный опыт, который должен
находить свое отражение в так называемых Моделях лучшей практики (Best/Good
Practice model), которые представляют собой совокупность решений
(организационных, медицинских, технических, экономических, деонтологических,
этических и юридических) на основе обобщения личного опыта, направленных на
решение конкретной задачи в сфере телемедицины и электронного здравоохранения.
Важность и актуальность разработки Моделей лучшей практики (МЛП) были отмечены
на Генеральной Ассамблее Международного общества телемедицины и электронного
здравоохранения (ISfTeH) в 2004 году (Женева, Швейцария) [2].
Материалы и методы
В сентябре 2004 года сотрудниками кафедры хирургической стоматологии Донецкого
государственного медицинского университета им. М.Горького при поддержке Отдела
информатики и телемедицины Донецкого НИИ травматологии и ортопедии начата
реализация проекта «Телехирургия и Телетравматология челюстно-лицевой области,
Телестоматология» в рамках проекта «Телемедицина в Украине», который
предусматривает проведение формальных и неформальных, синхронных и асинхронных
телеконсультаций по всем аспектам челюстно-лицевой хирургии и стоматологии,
телепатронаж, теледиспансеризацию и дистанционное обучение [3].
С сентября 2004 по сентябрь 2005 года нами было проведено 46(100%)
телеконсультаций по различным проблемам диагностики и лечения заболеваний
челюстно-лицевой области. Из них в качестве абонентов – 10(21,7%), в качестве
консультантов – 36(78,3%), на городском уровне – 4(8,7%), областном – 3(6,5%),
государственном – 10(21,7%), межгосударственном – 29(63,0%) Неформальное
телеконсультирование проводилось в 15(32,6%) случаях, формальное – 6(13,0%), по
самообращению (second-opinion) – 25(54,3%). Дистанционно проконсультировано
19(41,3%) мужчин и 27(58,7%) женщин в возрасте от 1,5 месяцев до 81 года.
Ежемесячно проводилось от 1 до 7 телеконсультаций, в среднем – 3,5
телеконсультаций в месяц. Преимущественно рассматривались вопросы постановки и
уточнения диагноза, тактики лечения (сроки и вид оперативного вмешательства,
медикаментозная терапия).
Из 46(100%) телеконсультаций 9(19,6%) было посвящено вопросам диагностики и
лечения заболеваний и повреждений височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС),
8(17,4%) – воспалительным заболеваниям челюстно-лицевой области (ЧЛО), 7(15,2%)
– травматическим повреждениям ЧЛО и их осложнениям, 6(13,0%) – планированию
реконструктивно-восстановительных и пластических операций в ЧЛО, 6(13,0%) –
диагностике и лечению заболеваний зубов и слизистой полости рта, 4(8,7%) -
врожденных пороков ЧЛО, 3(6,5%) – опухолей и опухолеподобных заболеваний ЧЛО,
2(4,4%) – дентальной имплантации, 1(2,2%) – коррекции прикуса.
Для проведения телеконсультаций использовались как синхронные, так и асинхронные
технологии. С использованием мобильной связи (SMS, MMS в сочетании e-mail или
головой связью) проведено 7(15,2%) телеконсультаций, с использованием
электронной почты - 26 (56,5%), с использованием web-технологий: форма запроса
на телеконсультацию на сайте кафедры, специализированные врачебные форумы - 13
(28,3%).
В процессе телеконсультирования сотрудничали врачи и пациенты из Украины,
России, Германии, Ливана, Австрии, Великобритании, США, Казахстана.
Результаты и обсуждение
На основе накопленного опыта и анализа проведенных телеконсультаций нами
предложена МЛП для телеконсультирования в челюстно-лицевой хирургии и
стоматологии.
Обоснование
Повышение качества лечения пациентов с различного рода заболеваниями и травмами
челюстно-лицевой области - одна из основных задач современного здравоохранения.
С использованием средств телемедицины не только дежурный/лечащий врач, но весь
«коллективный разум» врачей мира принимает участие в лечении пациента.
Основные задачи
- оборудование и коммуникации
- технологии
Решения
Телемедицинская рабочая станция (ТМРС)
Основная ТМРС для челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
- ПК, SVGA монитор, комплект мультимедийных устройств, CDROM
- высококачественный сканер
- цифровая фотокамера (минимальное увеличение – 3,0 mpxl, оптимальное – 5,0 mpxl)
- принтер
- модем
- набор лечебно-диагностической аппаратуры
- дополнительное оборудование
- мобильный телефон со встроенной камерой и MMS технологией
Дополнительные ТМРС для челюстно-лицевой хирургии и стоматологии:
1) Мобил 1:
- мобильный телефон со встроенной камерой и MMS технологией
2) Мобил 2:
- КПК
- цифровая фотокамера для КПК
- Wi-Fi карта и/или мобильный телефон с GPRS
Линии коммуникаций:
- выделенный канал Интернет (для крупных медицинских учреждений)
- коммутируемый канал Интернет
- GPRS или Wi-Fi Интернет
- мобильный телефон+SMS+MMS
Принципиальная схема комплексного использования различных видов ТМРС
представлена на рисунке.
Приоритеты различных видов медицинской информации и технологий для
телеконсультирования в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии
Воспалительные заболевания:
- информация – цифровые фотографии locus morbi (jpeg), УЗИ (jpeg), цифровые
рентгенограммы (jpeg), КТ, (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная
информация, анализы и т.д.), заключения смежных специалистов;
- технологии - e-mail+ICQ/MSN, SMS+MMS, web-приложения + ургентный вызов
Травматические повреждения (в т.ч. сочетанная травма):
- информация – цифровые рентгенограммы (jpeg), цифровые фотографии locus morbi
(jpeg), КТ, СКТ с 3D реконструкцией (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только
важная информация, анализы и т.д.), заключения смежных специалистов;
- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения + ургентный вызов
Врожденные и приобретенные дефекты и деформации:
- информация – цифровые фотографии locus morbi в 2-3 проекциях и по возможности
в динамике (jpeg), цифровые рентгенограммы (jpeg), КТ, СКТ с 3D реконструкцией
(jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная информация, анализы и т.д.),
заключения смежных специалистов;
- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения
Опухоли и опухолеподобные заболевания:
- информация – цифровые фотографии locus morbi в 2-3 проекциях (jpeg), цифровые
рентгенограммы (jpeg), КТ, МРТ (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная
информация, анализы, данные ПГЗ, и т.д.), заключения смежных специалистов;
- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения
Детская челюстно-лицевая хирургия:
- информация – цифровые фотографии locus morbi в 2-3 проекциях (jpeg), цифровые
рентгенограммы (jpeg), КТ (jpeg/dicom), короткий эпикриз (только важная
информация, анализы, сведения о родителях, перенесенные заболевания, прививки и
т.д.), заключения смежных специалистов (педиатра, эндокринолога, невролога,
ортодонта, логопеда и т.д.);
- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения
Болезни зубов и слизистой полости рта:
- информация – цифровые рентгенограммы – прицельные снимки зубов,
ортопантомограмма (jpeg), цифровые фотографии locus morbi (jpeg), короткий
эпикриз (только важная информация, анализы, и т.д.), заключения смежных
специалистов (терапевта-стоматолога, ортопеда-стоматолога, ортодонта и т.д.);
- технологии - SMS+MMS, e-mail+ICQ/MSN, web-приложения
Неургентные случаи для телеконсультирования (подтверждение тактики лечения,
определение методов профилактики осложнений, сомнения пациента в правильности
диагноза/лечения/результатов, разбор жалоб, поиск альтернативных путей решения
клинической задачи) – web- или специальные приложения, листы рассылки (почтовые
конференции), e-mail, «second-opinion».
NB! При использовании открытых технологий (листы рассылки, форумы, ICQ, MSN и
т.д.) необходимо уделять особое внимание конфиденциальности и анонимности
медицинской информации (согласие пациента, анонимизация, шифрование, цифровая
подпись и т.д.)
Выводы
Описанную модель лучшей практики рекомендуется применять при проведении
телеконсультаций по различным вопросам челюстно-лицевой хирургии и стоматологии,
с учетом описанных особенностей при той или иной разновидности патологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Телемедицина. – Донецк:
Типография ООО «Норд», 2002. – 100с.
2. Владзимирский А.В. Модели лучшей практики для телемедицины и электронного
здравоохранения. – Донецк: ООО «Норд», 2005. – 36с.
3. Kalinovsky D.K., Matros-Taranets I.N., Khaheleva T.N. The project
“Telesurgery and Teletraumatology of the maxillo-facial area, Telestomatology”
// Ukrainian Journal of Telemedicine and Medical Telematics. -2004. - Vol.2, №2.
- P. 211-215.
РЕФЕРАТ
УДК 617.52:681.3
Д.К. Калиновский
МОДЕЛЬ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ ТЕЛЕКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И
СТОМАТОЛОГИИ
Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького,
Донецк, Украина.
Описана модель лучшей практики для телеконсультирования в челюстно-лицевой
хирургии и стоматологии, основанная на анализе 46 телеконсультаций, проведенных
в рамках проекта «Телехирургия и Телетравматология челюстно-лицевой области,
Телестоматология».
Ключевые слова: модель лучшей практики, телемедицина, челюстно-лицевая хирургия,
стоматология
РЕФЕРАТ
УДК 617.52:681.3
Д.К. Каліновський
МОДЕЛЬ КРАЩОЇ ПРАКТИКИ ДЛЯ ТЕЛЕКОНСУЛЬТУВАННЯ В ЩЕЛЕПНО-ЛИЦЬОВІЇ ХІРУРГІЇ І
СТОМАТОЛОГІЇ
Донецький державний медичний університет ім. М.Горького
Донецьк, Україна.
Представлена модель кращої практики для телеконсультування в щелепно-лицьовій
хірургії і стоматології, яка базується на аналізі 46 телеконсультацій,
проведених в рамках проекту «Телехірургія і Телетравматологія щелепно-лицьової
ділянки, Телестоматологія».
Ключові слова: модель кращої практики, телемедицина, щелепно-лицьова хірургія,
стоматологія
RESUME
UDK 617.52:681.3
D.K. Kalinovsky
BEST PRACTICE MODEL FOR TELEACONSULTATION IN MAXILLO-FACIAL SURGERY AND
STOMATOLOGY
Donetsk State Medical University named from M.Gorky
Donetsk, Ukraine
The best practice model for teleconsultation in maxillo-facial surgery and
stomatology, based on an analysis 46 teleconsultations, conducted within the
framework of the project «Telesurgery and Teletraumatology of maxillo-facial
area, Telestomatology» is described.
Keywords: best practice model, telemedicine, maxillo-facial surgery, stomatology
Опубликовано: "Український журнал телемедицини та медичної телематики" . - 2005.
- Т.3, №1. - С.63-66
|