Главная / Медицинские статьи / Фармакология и фармация /

Революция сознания?..


Гетьман М.А.
Канд. фарм. наук

Революционная ситуация в отрасли к 2003 г. была налицо: низы (фармкомпании) больше не хотели жить по-старому. Они стали перешептываться и возражать, предлагать и протестовать, начали добровольно собираться в различные ассоциации и союзы, которые в отличие от некоторых лиг были созданы не чиновниками для оправдания своей политики (вернее, отсутствия таковой), а для выработки новой платформы, призванной сделать рынок цивилизованным. Низы еще по-прежнему носили верхам горы подарков на 23 февраля и 8 марта, но, и это стало очевидно, устали от беспредела.

Многочисленные верхи больше не могли управлять по-старому. Они полностью исчерпали ресурс идей, направленных на создание доходных мест и способов выкручивания рук отрасли. Они выбрали весь список плохо образованных и плохо воспитанных людей для того, чтобы заполнить свой кадровый состав.

В воздухе запахло жареным, весной и революцией, когда стало ясно, что фармацевтике нужно новое законодательство. Техническое регулирование. Как сразу все завертелось!

Низы очень старались, готовили документы, предлагали новые идеи. Что любопытно, все без исключения в итоге сходились во мнении, что в области фармацевтического регулирования России следует принять полностью, без купюр европейскую регуляторную модель. Что нужно создать выделенное из состава министерств агентство (или службу), вся деятельность которого будет направлена на регулирование фармацевтического обращения, а сама деятельность такого агентства будет прозрачной, предсказуемой и регламентированной.

Верхи пытались перехватить инициативу и тоже начали интенсивно предлагать построить новую систему. Но только такую, чтобы с их стороны она была непрозрачной, непредсказуемой и нерегламентированной, а в отношении отрасли позволяла им по своему разумению принимать решения о том, что можно, а что нельзя.

Правды ради нужно признать, что не все верхи были такими. В этой среде имелись отдельные сочувствующие, старавшиеся всеми силами защитить отрасль. Так, роль департамента Минпромнауки можно справедливо сравнить с ролью Швейцарии в охваченной пламенем Второй мировой войны Европе. Им воздастся!

Все лопнуло за несколько дней. Передо мной на столе – список новых министерств, федеральных служб, агентств и комитетов Правительства РФ.

Наверное, Архитектор предполагал, что регулированием российской фармацевтики теперь займется вновь созданная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития посредством федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Вспомнились старые годы и место медицинской промышленности в списке отраслей народного хозяйства.

Я лично не могу понять следующее: 1) Неужели так сложно решиться выбрать путь, по которому идут развитые страны? 2) Неужели у властей по-прежнему нет ни одного повода прислушаться к голосу отрасли? 3) Неужели так трудно понять, что государственное регулирование лекарственного обращения — это совершенно особая функция, требующая высокой организованности, интеллектуального содержания и бескомпромиссной требовательности; оно не может смешиваться ни с функциями по оказанию каких-либо государственных услуг, ни с управлением государственным имуществом.

Но даже не это важно. В России все слишком сильно зависит от личностей. Поэтому важно не ЧТО, а КТО. Что ж, посмотрим.

Статья опубликована в журнале Фармацевтический вестник