М. М. Ведищева, кандидат биологических наук, Л. Н.
Рыбакова, кандидат медицинских наук, М. Г. Цетлин, кандидат медицинских наук
НИИ наркологии МЗ РФ, Москва
Впоследние 10-15 лет в Российской Федерации быстро растет число потребителей
алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). При этом наблюдается
отчетливая тенденция к омоложению контингента наркологических больных, ко все
большему снижению возраста первых проб. В пробы ПАВ, “эксперименты” с ними
вовлекаются дети 8-10 лет (и даже моложе). К 12 годам знают вкус алкоголя более
50% детей, а к 14 годам около 15% подростков уже пробовали какие-либо наркотики
или токсикоманические вещества. Среди вновь выявленных, первичных пациентов
наркологической службы с диагнозом “токсикомания” дети и подростки составляют
около половины их общего числа. Есть все основания полагать, что такое положение
сохранится по меньшей мере в ближайшем будущем. При этом следует учитывать, что
у детей и подростков особенно высок риск вероятности быстрого перехода от
случайного, эпизодического, “поискового” потребления ПАВ к повторному, а затем
систематическому их приему, а также опасность формирования клинических картин
наркологических заболеваний, злокачественного течения этих болезней с ранней
личностной деградацией, нарастающей десоциализицией, нередкой инвалидизацией
больных с высокой ранней их смертностью.
Ранняя профилактика наркотизма - вовлечение детей в потребление психоактивных
(наркотических, токсикоманических) веществ - все более актуальная проблема не
только наркологии, но и педагогики, психологии, социологии. Как предотвратить
приобщение детей к психоактивным веществам, исключить даже единичные их пробы?
Ведь наркотики и другие ПАВ сегодня - это не просто некие яды, опасность которых
однозначно оценивается всеми, и детьми в том числе. Их потребление - это
составная часть образа жизни молодых людей. Как противостоять экспансии
наркотически ориентированной культуры в нашу подростково-молодежную среду?
Профилактика наркотизма сегодня имеет дело с множеством невыясненных вопросов.
Именно поэтому она оказывается связанной с целым рядом предубеждений -
предвзятых мнений, логических ошибок, которые носят характер твердых принципов,
основанных на вере, а не на знаниях.
Первое широко распространенное предубеждение: если ребенку подробно и
убедительно рассказать о вреде ПАВ, наркотиков, “напугать его раз и навсегда”,
то он вряд ли станет их употреблять. Однако родители подростков, уже
приобщившихся к наркотикам, хорошо знают, что такое запугивание малоэффективно
или вовсе бесполезно. У детей еще не сформирована ориентация на будущее, прежде
всего - на отдаленное будущее; здоровые, мало болевшие дети не знают, что такое
болезнь и не боятся ее.
И наконец, главная мысль: “Я только попробую, а когда станет опасно -
остановлюсь, нужно лишь все получше разузнать”. Итак, первое довольно
распространенное предубеждение относительно ПАВ основывается на мнении:
“напугать” означает “убедить в необходимости избегать”.
Второе массовое предубеждение: “знать” о вреде ПАВ, в том числе наркотических
веществ, означает “уметь их избегать”. Простой пример реального действия такого
софизма: все мы знаем о вреде алкоголя, о том, что алкоголизм - это болезнь, и
тем не менее далеко не всегда нам хочется воздержаться от выпивки.
Третье частое предубеждение: “знание подогревает интерес, разжигает
любопытство”. Из этого делается вывод: лучше, общаясь или работая с детьми,
молчать о наркотиках, тогда и вреда будет меньше. Здесь можно обратиться к
практике сексуального воспитания: замалчивание никогда не предотвращает и не
решает проблемы, оно лишь перекладывает ответственность на самого ребенка и
предоставляет обстоятельствам, случаю полную свободу действия.
Следующее предубеждение связано с мнением, что наркотики обладают неодолимой,
роковой силой и способны необратимо подчинить себе любого, абсолютно не встречая
сопротивления. Это предубеждение как бы замыкает порочный круг: мы боимся
наркотиков; при их приеме страх усиливает их разрушительное действие; признаки
разрушения вызывают чувство обреченности, дополнительный страх, который
застилает глаза, скрывая существующую возможность выхода из болезни, обращения
за реальной помощью.
Наша недостаточная информированность о наркотиках обусловливает еще одно
предубеждение: наркотики - это самое страшное зло. Действительно, по
классификации Всемирной организации здравоохранения, наркотиками (наркотическими
средствами) считаются все вещества, вызывающие изменения психического состояния,
а при длительном употреблении - привыкание, пристрастие, потребность в
постоянном приеме, психическую и физическую зависимость.
Однако как в мировой, так и в отечественной медицинской практике применение
термина “наркотики” резко ограниченно. То или иное биологически активное
вещество только тогда называется наркотиком, когда “одномоментно” оно
соответствует трем критериям - медицинскому, социальному и юридическому.
Медицинский критерий заключается в том, что данное вещество оказывает особое
специфическое воздействие на центральную нервную систему, психику -
возбуждающее, стимулирующее, успокоительное, галлюциногенное и т. д., которое и
является причиной его немедицинского применения. Социальный критерий означает,
что немедицинское применение данного вещества приняло такие масштабы, что
приобрело социальную, общегосударственную значимость и требует специальных мер
противодействия. Юридический критерий требует, чтобы в конкретной стране
соответствующая правительственная инстанция, уполномоченная государством, его
законодательной властью, признало это средство наркотическим и включило его в
особый официальный Список наркотических средств (в Российской Федерации, а ранее
- в СССР эта инстанция - Министерство здравоохранения). Болезненная зависимость
от наркотиков называется наркоманией. Все же другие средства, если они способны
стать предметом злоупотребления и вызывать зависимость, называются
токсикоманическими средствами (токсикантами), а болезнь, обусловленная
зависимостью от них, - токсикоманией. К кругу психоактивных веществ относятся
никотин, алкоголь, кофеин, теин (содержащийся в чае), некоторые лекарства, ряд
алкалоидов и других веществ, содержащихся в растениях, грибах и продуктах их
переработки, а также синтезированные в лабораториях химические вещества (в том
числе препараты бытовой химии и промышленной химии - клеи, растворители и т. п.)
В настоящее время существуют научные положения, понимание которых имеет
кардинальное значение для организации эффективной профилактики различных
болезненных зависимостей: психоактивные вещества занимают определенное место в
массовой культуре (традициях, обычаях); они удовлетворяют некоторые
психологические (психофизиологические) потребности человека (вызывая
раскованность, расторможенность, усиливая общительность, создавая хорошее,
веселое настроение и т. п.), и в то же время они нежелательны для общества,
считаются опасными, находящимися вне рамок медицины.
Поэтому вопрос о профилактике наркоманий может получить различный и далеко не
однозначный ответ во взрослой (подумаем о родителях и самостоятельных молодых
людях) или в подростковой среде. В США и отдельных западноевропейских странах
уже есть практический опыт реализации профилактических антинаркотических
программ в детских садах, начальных школах. Не рано ли?
Такой вопрос встал и перед нами в ходе работы по нашей авторской программе
“Основы психогигиенического воспитания навыков безопасного поведения (в
отношении алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ) у детей младшего
школьного возраста”. Для простоты ее восприятия в школе педагогами и детьми эта
программа уроков была названа “Расти здоровым, береги себя”. Данная программа
внедрялась в нескольких московских общеобразовательных школах (№ 1256, 76) и
школе-интернате № 29. В течение трех учебных лет, начиная с первого класса, в
них проводились специальные еженедельные уроки по воспитанию навыков здорового и
безопасного поведения и образа жизни. После того как дети знакомились в
доступной форме с информацией о веществах, опасных для жизни и здоровья, и в
игровой форме обучались правилам осторожного обращения с ними, мы собирались
перейти к информации о наркотиках.
Было решено выявить готовность младших школьников к восприятию этой
информации. Перед тем как перейти на следующую ступень профилактической работы,
мы провели опрос в двух классах школы № 1256. Вот результаты опроса 58 детей (38
девочек и 20 мальчиков). Дети ответили на следующие вопросы:
- Какие психоактивные вещества ты знаешь?
- О каких из них чаще всего говорят взрослые?
- О каких психоактивных веществах тебе случалось слышать от друзей?
- О каких наркотиках ты слышал?
- Как ты думаешь, какие психоактивные вещества самые опасные для человека?
- О каких психоактивных веществах ты узнал из телевизионных передач?
Термин “психоактивные вещества” был уже знаком детям из материала предыдущих
занятий. Ответы детей, обучающихся на последней ступени начальной школы (3-й
класс), показали, что основная масса детей называют уже знакомые им
психоактивные вещества: в первую очередь - алкоголь, на втором месте - никотин,
на третьем - наркотики, а на четвертом месте - “таблетки” (лекарства).
Ответы детей также показали, что наркотики не являются темой разговоров среди
них: от друзей-одноклассников они слышат чаще всего о курении (табаке,
сигаретах), об алкоголе (водка, спирт и т. д.), о лекарствах (незначительные
количества упоминаний, только в обобщенной форме - “таблетки”). Здесь
примечательна большая доля ответов “не знаю” - так ответили 24 человека, почти
половина опрошенных. Данный результат также можно истолковать в пользу тезиса об
отсутствии массового интереса к наркотикам.
Мы отдаем себе отчет в том, что совокупность опрошенных нами младших
школьников нельзя назвать репрезентативной (представительной): по результатам
этого опроса нельзя судить об осведомленности о наркотиках в этой возрастной
группе даже по Москве в целом. Тем не менее, опрос определенно выявил некоторые
тенденции в этой проблемной области. Опрошенные школьники существенно отличались
от своих сверстников тем, что они занимались по разработанной нами
профилактической программе. Им уже знакомо словосочетание “психоактивные
вещества”, хотя не у всех из них сформировано четкое понимание границ этого
понятия. Они различают “наркотики” и “лекарства”, хотя встретилось в ответах и
определение “медицинские наркотики”.
Ответы опрошенных в своей тенденции отражают картину массового детского
сознания: младшие школьники в Москве преимущественно знают о сигаретах и
алкоголе; о наркотиках знают гораздо меньше и лишь в обобщенной форме.
Конкретные названия наркотиков смогли указать лишь немногие ученики.
Мы считаем неоправданным тезис о том, что не следует рассказывать детям о
наркотиках. Они живут в этом конкретном обществе и не изолированы от взрослого
мира. Профилактическая работа не сводится лишь к передаче знаний и разъяснениям.
Концепция профилактики предполагает: формирование адекватного отношения к
значимому социальному явлению (пьяный, наркоман - это неприятно, тягостно для
окружающих, опасно для самого человека и т. п.); тренировку навыков преодоления
внешнего давления, конформности (умей противостоять чужому нажиму, сказать
“нет”, быть независимым); развитие у ребенка определенных личностных качеств
(уважение к себе, осознание своей уникальности, умение говорить о своих
трудностях и просить о помощи и т.д.). Наша учебная профилактическая программа
строилась на следующей методической основе, отвечающей современным подходам к
обучению и воспитанию. Это:
- диалогическое общение, т. е. взаимодействие педагога и ученика как равных
партнеров, без излишней авторитарности со стороны учителя;
- демократический стиль обучения, основанный на искренности,
доверительности, открытости равноправном партнерстве.
На основе анализа и обобщения международного и отечественного опыта внедрения
технологий построения психогигиенически ориентированных учебных программ нами
определены следующие принципы их построения.
- Системность - учет всей совокупности личностных и социальных
факторов, определяющих готовность детей к реализации как безопасного
поведения, так и поведения рискованного, девиантного - в их взаимосвязи и
взаимодействии.
- Парциальность - воспитание антинаркотической устойчивости как часть
общего воспитательного процесса, направленного на формирование
психогигиенических основ поведения, обеспечивающего устойчивость в отношении
факторов риска.
- Проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании
программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной
группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в
том числе в данном городе, районе, школе).
- Когнитивная адекватность - соответствие содержания учебных
материалов и методических приемов интеллектуальному развитию детей.
- Социально-культуральная адекватность - учет свойственных именно
нашей культуре социальных ценностей поведения, общения, проведения досуга,
включая ритуалы потребления ПАВ.
- Наркологическая адекватность - учет нашей “родной” наркологической
культуры - типичных для России и Москвы форм потребления различных ПАВ,
механизмов вовлечения в это потребление, особенность “народного” отношения к
злоупотребляющим ПАВ - пьяным, наркоманам.
- Использование феноменов массового сознания, массовой культуры (с
учетом их возрастного аспекта) - как было уже сказано выше.
- Принцип персонификации - при возможности обеспечения прямого
воздействия на детей как их любимых героев, так и “победителей порока” -
бывших больных, имеющих особое право говорить о необходимости отказа от ПАВ,
чем достигается подлинность воздействия.
- Принцип обязательного альтернативного выигрыша - “Я не буду курить
и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым”.
- Принцип опережающего обучения - заблаговременное начало
профилактического обучения, минимум за три года до возникновения необходимости
принимать проблемные решения.
Учет этих принципов обеспечивает современный методологический и
технологический уровень таких учебных программ, их несомненную эффективность.
Таким образом, в настоящей статье указаны некоторые проблемы постановки
антинаркотической педагогической профилактической работы, сформулированы
основные методические принципы построения целевых учебных программ. Апробация
такой программы осуществлялась в течение трех лет в ряде учебных заведений
Москвы.
Статья опубликована в журнале
Лечащий Врач
|