Главная / Медицинские статьи / Наркология /

Принципиальные вопросы проведения антинаркотической профилактики среди детей


М. М. Ведищева, кандидат биологических наук, Л. Н. Рыбакова, кандидат медицинских наук, М. Г. Цетлин, кандидат медицинских наук
НИИ наркологии МЗ РФ, Москва

Впоследние 10-15 лет в Российской Федерации быстро растет число потребителей алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). При этом наблюдается отчетливая тенденция к омоложению контингента наркологических больных, ко все большему снижению возраста первых проб. В пробы ПАВ, “эксперименты” с ними вовлекаются дети 8-10 лет (и даже моложе). К 12 годам знают вкус алкоголя более 50% детей, а к 14 годам около 15% подростков уже пробовали какие-либо наркотики или токсикоманические вещества. Среди вновь выявленных, первичных пациентов наркологической службы с диагнозом “токсикомания” дети и подростки составляют около половины их общего числа. Есть все основания полагать, что такое положение сохранится по меньшей мере в ближайшем будущем. При этом следует учитывать, что у детей и подростков особенно высок риск вероятности быстрого перехода от случайного, эпизодического, “поискового” потребления ПАВ к повторному, а затем систематическому их приему, а также опасность формирования клинических картин наркологических заболеваний, злокачественного течения этих болезней с ранней личностной деградацией, нарастающей десоциализицией, нередкой инвалидизацией больных с высокой ранней их смертностью.

Ранняя профилактика наркотизма - вовлечение детей в потребление психоактивных (наркотических, токсикоманических) веществ - все более актуальная проблема не только наркологии, но и педагогики, психологии, социологии. Как предотвратить приобщение детей к психоактивным веществам, исключить даже единичные их пробы? Ведь наркотики и другие ПАВ сегодня - это не просто некие яды, опасность которых однозначно оценивается всеми, и детьми в том числе. Их потребление - это составная часть образа жизни молодых людей. Как противостоять экспансии наркотически ориентированной культуры в нашу подростково-молодежную среду? Профилактика наркотизма сегодня имеет дело с множеством невыясненных вопросов. Именно поэтому она оказывается связанной с целым рядом предубеждений - предвзятых мнений, логических ошибок, которые носят характер твердых принципов, основанных на вере, а не на знаниях.

Первое широко распространенное предубеждение: если ребенку подробно и убедительно рассказать о вреде ПАВ, наркотиков, “напугать его раз и навсегда”, то он вряд ли станет их употреблять. Однако родители подростков, уже приобщившихся к наркотикам, хорошо знают, что такое запугивание малоэффективно или вовсе бесполезно. У детей еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего - на отдаленное будущее; здоровые, мало болевшие дети не знают, что такое болезнь и не боятся ее.

И наконец, главная мысль: “Я только попробую, а когда станет опасно - остановлюсь, нужно лишь все получше разузнать”. Итак, первое довольно распространенное предубеждение относительно ПАВ основывается на мнении: “напугать” означает “убедить в необходимости избегать”.

Второе массовое предубеждение: “знать” о вреде ПАВ, в том числе наркотических веществ, означает “уметь их избегать”. Простой пример реального действия такого софизма: все мы знаем о вреде алкоголя, о том, что алкоголизм - это болезнь, и тем не менее далеко не всегда нам хочется воздержаться от выпивки.

Третье частое предубеждение: “знание подогревает интерес, разжигает любопытство”. Из этого делается вывод: лучше, общаясь или работая с детьми, молчать о наркотиках, тогда и вреда будет меньше. Здесь можно обратиться к практике сексуального воспитания: замалчивание никогда не предотвращает и не решает проблемы, оно лишь перекладывает ответственность на самого ребенка и предоставляет обстоятельствам, случаю полную свободу действия.

Следующее предубеждение связано с мнением, что наркотики обладают неодолимой, роковой силой и способны необратимо подчинить себе любого, абсолютно не встречая сопротивления. Это предубеждение как бы замыкает порочный круг: мы боимся наркотиков; при их приеме страх усиливает их разрушительное действие; признаки разрушения вызывают чувство обреченности, дополнительный страх, который застилает глаза, скрывая существующую возможность выхода из болезни, обращения за реальной помощью.

Наша недостаточная информированность о наркотиках обусловливает еще одно предубеждение: наркотики - это самое страшное зло. Действительно, по классификации Всемирной организации здравоохранения, наркотиками (наркотическими средствами) считаются все вещества, вызывающие изменения психического состояния, а при длительном употреблении - привыкание, пристрастие, потребность в постоянном приеме, психическую и физическую зависимость.

Однако как в мировой, так и в отечественной медицинской практике применение термина “наркотики” резко ограниченно. То или иное биологически активное вещество только тогда называется наркотиком, когда “одномоментно” оно соответствует трем критериям - медицинскому, социальному и юридическому. Медицинский критерий заключается в том, что данное вещество оказывает особое специфическое воздействие на центральную нервную систему, психику - возбуждающее, стимулирующее, успокоительное, галлюциногенное и т. д., которое и является причиной его немедицинского применения. Социальный критерий означает, что немедицинское применение данного вещества приняло такие масштабы, что приобрело социальную, общегосударственную значимость и требует специальных мер противодействия. Юридический критерий требует, чтобы в конкретной стране соответствующая правительственная инстанция, уполномоченная государством, его законодательной властью, признало это средство наркотическим и включило его в особый официальный Список наркотических средств (в Российской Федерации, а ранее - в СССР эта инстанция - Министерство здравоохранения). Болезненная зависимость от наркотиков называется наркоманией. Все же другие средства, если они способны стать предметом злоупотребления и вызывать зависимость, называются токсикоманическими средствами (токсикантами), а болезнь, обусловленная зависимостью от них, - токсикоманией. К кругу психоактивных веществ относятся никотин, алкоголь, кофеин, теин (содержащийся в чае), некоторые лекарства, ряд алкалоидов и других веществ, содержащихся в растениях, грибах и продуктах их переработки, а также синтезированные в лабораториях химические вещества (в том числе препараты бытовой химии и промышленной химии - клеи, растворители и т. п.) В настоящее время существуют научные положения, понимание которых имеет кардинальное значение для организации эффективной профилактики различных болезненных зависимостей: психоактивные вещества занимают определенное место в массовой культуре (традициях, обычаях); они удовлетворяют некоторые психологические (психофизиологические) потребности человека (вызывая раскованность, расторможенность, усиливая общительность, создавая хорошее, веселое настроение и т. п.), и в то же время они нежелательны для общества, считаются опасными, находящимися вне рамок медицины.

Поэтому вопрос о профилактике наркоманий может получить различный и далеко не однозначный ответ во взрослой (подумаем о родителях и самостоятельных молодых людях) или в подростковой среде. В США и отдельных западноевропейских странах уже есть практический опыт реализации профилактических антинаркотических программ в детских садах, начальных школах. Не рано ли?

Такой вопрос встал и перед нами в ходе работы по нашей авторской программе “Основы психогигиенического воспитания навыков безопасного поведения (в отношении алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ) у детей младшего школьного возраста”. Для простоты ее восприятия в школе педагогами и детьми эта программа уроков была названа “Расти здоровым, береги себя”. Данная программа внедрялась в нескольких московских общеобразовательных школах (№ 1256, 76) и школе-интернате № 29. В течение трех учебных лет, начиная с первого класса, в них проводились специальные еженедельные уроки по воспитанию навыков здорового и безопасного поведения и образа жизни. После того как дети знакомились в доступной форме с информацией о веществах, опасных для жизни и здоровья, и в игровой форме обучались правилам осторожного обращения с ними, мы собирались перейти к информации о наркотиках.

Было решено выявить готовность младших школьников к восприятию этой информации. Перед тем как перейти на следующую ступень профилактической работы, мы провели опрос в двух классах школы № 1256. Вот результаты опроса 58 детей (38 девочек и 20 мальчиков). Дети ответили на следующие вопросы:

  1. Какие психоактивные вещества ты знаешь?
  2. О каких из них чаще всего говорят взрослые?
  3. О каких психоактивных веществах тебе случалось слышать от друзей?
  4. О каких наркотиках ты слышал?
  5. Как ты думаешь, какие психоактивные вещества самые опасные для человека?
  6. О каких психоактивных веществах ты узнал из телевизионных передач?

Термин “психоактивные вещества” был уже знаком детям из материала предыдущих занятий. Ответы детей, обучающихся на последней ступени начальной школы (3-й класс), показали, что основная масса детей называют уже знакомые им психоактивные вещества: в первую очередь - алкоголь, на втором месте - никотин, на третьем - наркотики, а на четвертом месте - “таблетки” (лекарства).

Ответы детей также показали, что наркотики не являются темой разговоров среди них: от друзей-одноклассников они слышат чаще всего о курении (табаке, сигаретах), об алкоголе (водка, спирт и т. д.), о лекарствах (незначительные количества упоминаний, только в обобщенной форме - “таблетки”). Здесь примечательна большая доля ответов “не знаю” - так ответили 24 человека, почти половина опрошенных. Данный результат также можно истолковать в пользу тезиса об отсутствии массового интереса к наркотикам.

Мы отдаем себе отчет в том, что совокупность опрошенных нами младших школьников нельзя назвать репрезентативной (представительной): по результатам этого опроса нельзя судить об осведомленности о наркотиках в этой возрастной группе даже по Москве в целом. Тем не менее, опрос определенно выявил некоторые тенденции в этой проблемной области. Опрошенные школьники существенно отличались от своих сверстников тем, что они занимались по разработанной нами профилактической программе. Им уже знакомо словосочетание “психоактивные вещества”, хотя не у всех из них сформировано четкое понимание границ этого понятия. Они различают “наркотики” и “лекарства”, хотя встретилось в ответах и определение “медицинские наркотики”.

Ответы опрошенных в своей тенденции отражают картину массового детского сознания: младшие школьники в Москве преимущественно знают о сигаретах и алкоголе; о наркотиках знают гораздо меньше и лишь в обобщенной форме. Конкретные названия наркотиков смогли указать лишь немногие ученики.

Мы считаем неоправданным тезис о том, что не следует рассказывать детям о наркотиках. Они живут в этом конкретном обществе и не изолированы от взрослого мира. Профилактическая работа не сводится лишь к передаче знаний и разъяснениям. Концепция профилактики предполагает: формирование адекватного отношения к значимому социальному явлению (пьяный, наркоман - это неприятно, тягостно для окружающих, опасно для самого человека и т. п.); тренировку навыков преодоления внешнего давления, конформности (умей противостоять чужому нажиму, сказать “нет”, быть независимым); развитие у ребенка определенных личностных качеств (уважение к себе, осознание своей уникальности, умение говорить о своих трудностях и просить о помощи и т.д.). Наша учебная профилактическая программа строилась на следующей методической основе, отвечающей современным подходам к обучению и воспитанию. Это:

  • диалогическое общение, т. е. взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров, без излишней авторитарности со стороны учителя;
  • демократический стиль обучения, основанный на искренности, доверительности, открытости равноправном партнерстве.

На основе анализа и обобщения международного и отечественного опыта внедрения технологий построения психогигиенически ориентированных учебных программ нами определены следующие принципы их построения.

  1. Системность - учет всей совокупности личностных и социальных факторов, определяющих готовность детей к реализации как безопасного поведения, так и поведения рискованного, девиантного - в их взаимосвязи и взаимодействии.
  2. Парциальность - воспитание антинаркотической устойчивости как часть общего воспитательного процесса, направленного на формирование психогигиенических основ поведения, обеспечивающего устойчивость в отношении факторов риска.
  3. Проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании программы реальных жизненных проблем, актуальных для конкретной возрастной группы и имеющих непосредственное отношение к возможному приобщению к ПАВ (в том числе в данном городе, районе, школе).
  4. Когнитивная адекватность - соответствие содержания учебных материалов и методических приемов интеллектуальному развитию детей.
  5. Социально-культуральная адекватность - учет свойственных именно нашей культуре социальных ценностей поведения, общения, проведения досуга, включая ритуалы потребления ПАВ.
  6. Наркологическая адекватность - учет нашей “родной” наркологической культуры - типичных для России и Москвы форм потребления различных ПАВ, механизмов вовлечения в это потребление, особенность “народного” отношения к злоупотребляющим ПАВ - пьяным, наркоманам.
  7. Использование феноменов массового сознания, массовой культуры (с учетом их возрастного аспекта) - как было уже сказано выше.
  8. Принцип персонификации - при возможности обеспечения прямого воздействия на детей как их любимых героев, так и “победителей порока” - бывших больных, имеющих особое право говорить о необходимости отказа от ПАВ, чем достигается подлинность воздействия.
  9. Принцип обязательного альтернативного выигрыша - “Я не буду курить и тем более пить, потому что я хочу быть сильным, умным, красивым”.
  10. Принцип опережающего обучения - заблаговременное начало профилактического обучения, минимум за три года до возникновения необходимости принимать проблемные решения.

Учет этих принципов обеспечивает современный методологический и технологический уровень таких учебных программ, их несомненную эффективность.

Таким образом, в настоящей статье указаны некоторые проблемы постановки антинаркотической педагогической профилактической работы, сформулированы основные методические принципы построения целевых учебных программ. Апробация такой программы осуществлялась в течение трех лет в ряде учебных заведений Москвы.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач