Суатбаев Н.Р.
Психиатр, Восточно-Казахстанский областной ПНД.
Компьютеризация многих видов деятельности не миновала и психодиагностику. Психологическое тестирование в данном контексте может рассматриваться как частный случай распознавания образов, т.е. задачи построения алгоритма, позволяющего на основе анализа набора признаков данного объекта отнести его к определенному классу. Наиболее очевидный, лежащий на поверхности, способ использования компьютера в психодиагностике – разработка компьютерных программ на основе уже существующих тестов – т.е. автоматизация методики. Преимущества автоматизации очевидны: это освобождение специалиста от рутинных операций, стандартизация условий обследования, быстрота и точность обработки данных (при ручной обработке, как указывают некоторые авторы, возможно до 20% (!) ошибок).
Использование компьютера открывает и принципиально новые возможности:
- адаптивное тестирование;
- анализ данных с типологизацией объектов тестирования не по заранее заданным на основе теоретических представлений классам, а на основе эмпирических, выявляемых в ходе исследования закономерностей;
- использование временных параметров;
- использование мультимедийных стимулов, средств виртуальной реальности, игровой мотивации;
- создание баз данных и систем управления ими (СУБД);
- создание экспертных и обучающих систем;
- самоконтроль поведенческого реагирования.
В ходе разработки и внедрения компьютерных методик возникают проблемы как чисто "технические", так и психологические. Появление между исследуемым и специалистом нового звена – компьютерной программы (олицетворяемой в обыденном сознании в образе "компьютера") – ведет к возникновению новых отношений: обследуемый – компьютер, специалист – компьютер, что изменяет и взаимоотношения между исследуемым и психологом. Причем диалогичность взаимодействия с компьютером ведет к атрибуции ему субъектности, его персонификации, что придает отношениям с ним субъект - субъектный характер. Эти отношения имеют культурально обусловленные различия: например, испытуемые в США склонны выражать недоверие к компьютерам (вероятно, в связи с широким использованием компьютеров в различных системах контроля, воспринимаемого как "контроль над личностью"), в СНГ наблюдается выраженный противоположный эффект. Также отличается отношение к компьютерному тестированию в различных социальных группах. Этот феномен, в частности, приводит к тому, что при использовании "ручного" и компьютерного вариантов одной и той же методики испытуемые могут использовать различные стратегии. Например, при исследовании уровня притязаний в случае проведения тестирования человеком испытуемый ведет себя более "осторожно", а при взаимодействии с компьютером – более "рискованно" и "раскованно". Последствия этих явлений могут быть как положительными, так и отрицательными. В некоторых случаях они могут влиять на валидность методик и требовать их рестандартизации. Отношение к компьютеру психологов-диагностов также имеет свои особенности, изменяясь в диапазоне от "сверхдоверия" до "психологического барьера". Так, несмотря на доступность, в США только половина клинических психологов и психологов-консультантов использовали компьютер (в 1989г.). Возможно, это связано с вышеописанными культуральными особенностями.
В странах СНГ компьютерная диагностика широко развивается. В публикациях освещается как разработка отдельных программ, так и "фундаментальные" вопросы. Чаще всего программы являются автоматизированными вариантами уже существовавших психодиагностических методик. Попадается множество откровенно любительских разработок (особенно "повезло" в этом отношении тесту Люшера), но встречаются и программы, написанные известными программистами с участием профессиональных психологов с неприемлемо низким уровнем. Причина этого, очевидно, в очень сложной проблеме "перевода" плохо структурированных, рыхлых, интуитивных знаний психолога на строго логичный, алгоритмичный язык программиста: "...только как исключение, а не как правило, человек может объяснить то, что он знает" (Минский). Диалогичность взаимодействия с компьютером делает особенно важным для психологических программ разработку интерфейса (средств взаимодействия с пользователем), который должен быть не только дружественным, но и достаточно "дуракоустойчивым" (т.е. программа должна корректно предупреждать и исправлять неверные действия неподготовленного пользователя, а не "виснуть" или, указав на ошибку, завершать работу). В этом обзоре приводятся лишь некоторые из сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться разработчикам компьютерного инструментария для психологической диагностики.
Со всей этой проблематикой нам пришлось столкнуться при разработке автоматизированного рабочего места медицинского психолога.
С результатами этой работы Вы можете ознакомиться на нашем сайте «Поддержка» (вопросы психологической, психотерапевтической, психиатрической и социальной помощи). Также Вы сможете скачать популяризованные версии некоторых психологических тестов, либо заказать их профессиональные версии.
|