Главная / Медицинские статьи / Пульмонология /

Опыт применения гепатопротектора 'Эссливер форте' для коррекции побочных эффектов противотуберкулезной терапии


А.О. Чернов
МЛПУ Автозаводский противотуберкулезный диспансер, Нижний Новгород


Предлагаемая работа проводилась в диагностическом отделении противотуберкулезного диспансера Автозаводского района Нижнего Новгорода. В данном отделении проходят обследование и лечение больные с различными формами туберкулеза органов дыхания. В данном наблюдении, проходившем с августа 2000 года по март 2002 года, оценена терапия 150 пациентов с активным туберкулезным процессом. Рассматривались случаи с различной степенью выраженности туберкулезного процесса в легких: от массивных изменений до ограниченных, как с наличием деструкции, так и без нее.

Всем больным проводилась полихимиотерапия в соответствии со стандартами, предусмотренными приказом Минздрава России № 33 от 02/02/98. У всех больных терапия включала 4 противотуберкулезных препарата: изониазид 0,6 г (каждый день), рифампицин 0,6 г (каждый день), пиразинамид 1,5 г (через день), этамбутол 1,2 г (через день). Учитывая высокую гепатотоксичность данных препаратов, в ходе лечения возникает необходимость непрерывного контроля функционального состояния печени.

С целью защиты больных от побочных эффектов антибактериальной терапии в отделении был применен гепатопротектор Эссливер форте. В данной работе проведен сравнительный анализ степени выраженности побочных эффектов полихимиотерапии у пациентов на фоне применения гепатопротектора Эссливер форте, растительных гепатопротекторов флавоноидной структуры и без приема гепатопротекторов. Сравнительная оценка эффективности осуществлялась путем лабораторного контроля следующих показателей: ферментов АлАТ, АсАТ, повышения уровня билирубина и показателя тимоловой пробы.

150 пациентов были разделены на 3 группы в соответствии с характером применявшихся гепатопротекторов.

Группа 1 включала в себя 60 пациентов с различной степенью выраженности туберкулезного процесса, получавших на фоне стандартной полихимиотерапии препарат Эссливер форте. Эссливер форте был назначен с момента начала лечения.

Группа 2 состояла из 70 пациентов, получавших с момента начала терапии в качестве гепатопротектора один из растительных препаратов флавоноидной структуры.

В группу 3 были включены 20 пациентов, не получавших гепатопротекторы.

В ходе наблюдения у пациентов группы 1, получавших Эссливер форте по 1 капсуле 3 раза в день на протяжении всего курса лечения в стационаре (что составляет от 2 до 6 месяцев), в единичных случаях (у 8%) отмечалось повышение уровня АлАТ до уровня 1,2–1,4 мккат/л на втором–третьем месяце лечения. Данное повышение показателя АлАТ не требовало отмены спецпрепаратов. При этом для коррекции данного состояния проводилось увеличение дозы Эссливер форте до 2 капсул 3 раза в день.

У 2 пациентов с развивишимися побочными реакциями на фоне увеличения дозы Эссливера форте и кратковременной инфузионной терапии глюкозо–поливитаминной смесью (3–5 дней) удалось добиться стойкой нормализации показателя АлАТ.

У оставшихся 3 пациентов с повышенным АлАТ потребовалось исключение из схемы лечения наиболее гепатотоксичного препарата (рифампицин). Данных мер было достаточно для нормализации функции печени. В дальнейшем терапия проводилась тремя спецпрепаратами (изониазид, пиразинамид, этамбутол) на фоне терапии Эссливером форте по 1 капсуле 3 раза в день.

У пациентов группы 2, получавших стандартную полихимиотерапию в сочетании с растительными гепатопротекторами, рост уровня фермента АлАТ отмечался у 31 пациента (44%). При этом наиболее часто рост уровня фермента происходил в конце первого – начале второго месяца лечения. В среднем рост составил 1,6–1,8 мккат/л. Увеличение дозы применяемого гепатопротектора было неэффективно. Более того, в 3 случаях на фоне увеличения дозы гепатопротектора отмечалось появление болей в области печени.

В итоге у всех пациентов с развившимися гепатотоксичными реакциями во второй группе потребовалась отмена противотуберкулезной терапии и проведение инфузионной терапии глюкозо–поливитаминной смесью в течение 12–14 дней. В дальнейшем лечение было продолжено тремя спецпрепаратами с исключением рифампицина.

В группе 3 у 15 пациентов из 20 развитие побочных эффектов отмечалось в первые 2–3 недели полихимиотерапии. Рост уровня АлАТ отмечался в среднем до 1,4–1,8 мккат/л. При этом требовалась отмена спецпрепаратов и проведение инфузионной терапии в течение 10–14 дней. В дальнейшем лечение пациентов данной группы ограничивалось подбором наиболее щадящей и, соответственно, менее эффективной схемы лечения.

Анализ полученных данных позволяет нам сделать следующие выводы. Применение Эссливера форте у пациентов с легочным туберкулезом, получающих массивную антибактериальную терапию, позволяет:

– значительно уменьшить количество и выраженность гепатотоксичных реакций;

– избежать ситуаций, требующих временного прекращения полихимиотерапии, что сокращает сроки лечения и предотвращает развитие полирезистентности микобактерий туберкулеза;

– сохранить в схеме лечения один из наиболее эффективных препаратов (рифампицин), добиться лучших результатов противотуберкулезной терапии.

Опубликовано с разрешения администрации  Русского Медицинского Журнала.